Как правило, бачком вспомогательной системы торцовых уплотнений (СБТУ) оснащаются двойные торцевые уплотнения и торцовые уплотнения типа тандем. На каждое уплотнение предусматривается использования своего бачка. Однако при установке на горизонтальном двухопорном насосе двух торцевых уплотнений появляется желание объединить их системой с одним бачком (см. рисунок). Рассмотрим особенности эксплуатации двух разных вариантов вспомогательных систем.
При индивидуальном бачке СБТУ на каждое торцевое уплотнение обеспечивается достоверный контроль герметичности контурной ступени уплотнения (со стороны перекачиваемой жидкости) по изменению уровня и давления в бачке. В случае различного давления в сальниковых камерах, возможно создание оптимального давления затворной жидкости для работы каждого из уплотнений. Возможен не только объективный контроль температурного состояния уплотнения, но и влияние на него изменением подачи в бачок охлаждающей среды.
При общем бачке СБТУ на два торцевых уплотнения затруднено определение протекающего уплотнения, что усложняет подготовку к ремонту. Наличие общих участков трубопроводов приводит к уменьшению расхода затворной жидкости через каждое уплотнение в отдельности, что ухудшит их тепловое состояние и может потребовать увеличения мощности теплообменника уплотнения.
Особо следует рассмотреть случай использования бачков в качестве охладителей уплотняемой жидкости при установке на насос, как одинарных торцевых уплотнений, так и блоков подшипниковых с одинарными торцевыми уплотнениями. В этом случае следует иметь ввиду, что схема обвязки с одним бачком применима тогда, когда давление в обеих сальниковых камерах одинаково (например, насосы типа «Д»). Если насос многоколесный, давление в сальниковых камерах будет различное и, чтобы избежать перетекания жидкости из одной камеры в другую, система должна быть разделена и иметь два автономных канала охлаждения.
Таким образом, схема с индивидуальными бачками СБТУ не только обладает эксплуатационными преимуществами, но и, обладая большей информативностью, позволяет увереннее принять оптимальное решение о характере дальнейших действий (продолжить эксплуатацию до определенного момента, восстановить отклонившийся параметр, скомпенсировать влияние параметра, вывести агрегат из действия и др.). Не имея существенных преимуществ перед схемой с индивидуальными бачками на каждое уплотнение, схема обеспечения работоспособности с одним бачком СБТУ не может быть рекомендована в качестве основной.