Уплотнения и подшипники НПЦ «АНОД» для центробежных компрессоров и нагнетателей

Эксплуатационная надежность турбокомпрессорных машин в значительной степени зависит от работы уплотнительных узлов, герметизирующих вращающийся ротор. Одной из важнейших проблем современного машиностроения является задача создания надежных и герметичных уплотнений роторов центробежных компрессоров. Это обусловлено, с одной стороны, высокими давлениями уплотняемой среды и окружными скоростями в уплотняющем контакте, с другой стороны – очень жесткими требованиями к герметичности и надежности, которые повышаются вместе с ростом параметров.

Традиционно для этой цели используются бесконтактные уплотнения (щелевые, лабиринтные, плавающие кольца и др.). Наиболее применяемые в компрессорах уплотнения с наружным и внутренним плавающими кольцами, между которыми подается запирающее масло под расчетным давлением, достаточно надежны, но не лишены недостатков, а именно:

• большие безвозвратные потери масла, особенно при пусках;

• низкий ресурс плавающих колец;

• повышенная загазованность масла в баке;

• колебания перепада давления на внутреннем кольце.

Более перспективными являются торцовые уплотнения, которые обладают высокой герметизирующей способностью, и у которых гарантированный зазор между уплотняющими поверхностями колец находится в пределах 2…5 мкм, в отличие от щелевых, где зазор достигает десятых долей миллиметра.

Отличительной особенностью уплотнений НПЦ «АНОД» с гидрозатвором, получивших название малорасходных, является не только минимальный уровень утечек (0,05…0,1 кг/ч) масла в перекачиваемый газ, но и высокая стабильность этого уровня, независимо от перепада давления, частоты вращения ротора и температуры. Такие высокие показатели качества и надежности обусловлены конструктивными особенностями уплотнений, обеспечивающими постоянство формы и величины зазора в уплотняющем стыке.

За более чем 20 лет деятельности НПЦ «АНОД» поставляет уже третье поколение малорасходных масляных уплотнений для центробежных нагнетателей магистральных газопроводов. К ним относятся уплотнения вала для нагнетателей типа: 235-21-1 (130УТГ1), 235-28-1(150УТГ), 370-14-1(120УТГ), 370-18-1(140УТГ), 520-12-1(145УТГ), 650-21-2(200УТГ). В настоящее время более 3000 уплотнений производства НПЦ «АНОД» эксплуатируются в составе нагнетателей газоперекачивающего оборудования предприятий ОАО «ГАЗПРОМ». Согласно справкам этих предприятий усредненная величина безвозвратных потерь масла в перекачиваемый газ составляет 0,12…0,2 кг/час на нагнетатель, а годовая экономия турбинного масла исчисляется десятками тонн. Следует отметить, что уплотнения успешно работают в диапазоне окружных скоростей 40…50 м/с, перепада давления «масло-газ» до 6 кгс/см2 и давлении перекачиваемого газа до 80 кгс/см2 при уровне утечек масла 0,05…0,1 кг/ч.

Торцевые уплотнения, купить торцевое уплотнение, торцевое уплотнение вала, уплотнение вала, торцовые уплотнения, торцовые уплотнения валов, анод уплотнения, механическое уплотнение, импортозамещение в России, импортозамещение в промышленности, газовое уплотнение, уплотнение компрессоров, утг, уплотнение масляное
Торцевое уплотнение 110УТГП

Одна из значимых работ НПЦ «АНОД» – разработка торцовых уплотнений типа 110УТГП, предназначенных для замены щелевых уплотнений в высоко-оборотистых (до 8300 об/мин) нагнетателях природного газа НЦ-6,3. Уплотнение представляет собой блок, состоящий из корпуса со сквозными отверстиями для прохода масла, передней и задней крышек. Внутри блока размещаются: основное — торцовое одинарное, и вспомогательное – щелевое, уплотнения. Причем, торцовое уплотнение имеет подвижный уплотняющий контакт между двумя кольцами пары трения, одно из которых размещено во вращающейся вместе с валом втулке, а другое – неподвижное, установлено в обойме, поджимаемой комплектом пружин.

Вспомогательное щелевое уплотнение выполнено в виде обоймы, содержащей два плавающих кольца, внутренний диаметр которых образует с хвостовиком вращающейся втулки радиально-щелевое уплотнение.  Отличительной особенностью данного щелевого уплотнения является то, что осевая длина плавающего кольца уменьшена до 0,15 диаметра вала, что позволило уменьшить массу кольца и избавиться от реакции на перекосы вала.

Торцевые уплотнения, купить торцевое уплотнение, торцевое уплотнение вала, уплотнение вала, торцовые уплотнения, торцовые уплотнения валов, анод уплотнения, механическое уплотнение, импортозамещение в России, импортозамещение в промышленности, газовое уплотнение, уплотнение компрессоров, утг, уплотнение масляное
Уплотнение торцевое 160УТГП1

Благодаря конструктивным мерам (уменьшение диаметра вращающихся деталей основного уплотнения, применение новых материалов) затраты на трение вращающихся элементов с кольцами пар трения сведены к минимуму и составляют не более 3,5 кВт на уплотнение.

Первый комплект уплотнений 110УТГП эксплуатируется в составе нагнетателя НЦ-6,3-56/1,45 на КС «Ворсменская» Приокского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Н. Новгород» с 10.05.2000 года.

На базе опыта, полученного в процессе разработки конструкции уплотнения для нагнетателя НЦ-6,3-56/1,45, НПЦ «АНОД» по заданию НПО «ИСКРА» (г. Пермь) разработал торцовые уплотнения типа 150УТГП 00.00 к сменным проточным частям СПЧ76/1,44 и СПЧ76/1,35 нагнетателей ГПА-Ц-16. Идентичные по конструкции уплотнения 150УТГП и 150УТГП1 были поставлены в агрегаты ГПА-Ц-16 со сменными проточными частями СПЧ-76/1,44 и СПЧ-76/1,35 (ноябрь 2001г., декабрь 2002г.) на КС «Кунгурская», КС «Новокомсомольская», КС «Ныдинская». С высокими показателями надежности работают уплотнения 150УТГП3 00.00 в составе агрегатов ГПУ-16 на линейной ГКС Пильнинского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Н. Новгород».

В настоящее время реализована программа на КС Ставропольского УПХГ по полной замене щелевых уплотнений на торцовые типа 125УТГП в нагнетателях Ц-6,3/51 и Ц-6,3/100. Основные требования, предъявляемые к нагнетателям, эксплуатирующимся на станциях ПХГ — это минимальные утечки масла и повышенная надежность оборудования.

НПЦ «АНОД» совместно с АОЗТ «НИКТИТ» (г. Санкт-Петербург) специально разработали и изготовили комплект уплотнений вала центробежного нагнетателя Н47-74-1 в составе агрегата ГПА–4РМ. Одной из особенностей уплотнения является то, что оно рассчитано на работу в стояночном режиме при давлении до 10 МПа. Агрегат, установленный на КС Касимовского ПХГ, наработал 25 000 часов при более 300 пусках — остановах, безвозвратные потери масла составляют 0,022 кг/час, что на порядок ниже заявленных в техническом задании.

В 2011 году пущены в эксплуатацию холодильные компрессоры Д203ГЦ1-710 на станции охлаждения газа СОГ-4 КС «Ямбургская». Компрессоры изготовлены Сумским МНПО им М. В. Фрунзе и оснащены двойными торцовыми уплотнениями 130УТДГ2. Уплотнения также рассчитаны на работу в длительном стояночном режиме без сброса газа из полости нагнетателя.

Работы НПЦ «АНОД» в области уплотнительной техники доказывают возможность применения торцовых уплотнений на окружных скоростях до 80м/с, давлении — до 10,0МПа и температуре уплотняемой среды — до 200°С. Уплотнения с гидрозатвором менее критичны к перекосам ротора в подшипниковых опорах и высоким уровням вибрации (до 50 мкм). Уровень утечек масла в перекачиваемый газ уплотнений производства НПЦ «АНОД» почти на порядок меньше чем у уплотнений конкурентов. Данные уплотнения способны с достаточной надежностью и малыми затратами герметизировать валы высокооборотных механизмов и продлевать эксплуатацию нагнетателей природного газа и компрессоров предприятий нефтехимических производств.

сухие уплотнения, сухое газовое уплотнение, газовое уплотнение, уплотнение компрессоров, сухие газодинамические уплотнения, уплотнение нагнетателя, торцевое уплотнение компрессора, уплотнение вала компрессора, сухое торцевое уплотнение
Сухое газодинамическое уплотнение конструкции НПЦ «АНОД»

Новым направлением деятельности НПЦ «АНОД» в последние годы является сухое газодинамическое уплотнение (СГДУ). За прошедшие три года СГДУ были поставлены на предприятия Лукойла, Роснефти, Газпрома и Новатэка. При проектировании и производстве СГДУ предприятие использует самые последние разработки в новейших материалах и специальных покрытиях. Все эти достижения позволяют СГДУ производства НПЦ «АНОД» показывать надежность и долговечность работы уплотнений на уровне лучших мировых производителей. В частности, уплотнение 190УТТС, установленные в 25-мегаватный нагнетатель природного газа PCL804-2/36/B (ГТНР-25И), уже два года успешно работают на магистральном газопроводе ПАО «Газпром». В отличие от импортного образца производства Бургманн, вместо которого установлено СГДУ 190УТТС, уплотнение производства НПЦ «АНОД» имеет конструкцию с реверсивными парами трения и доработанный корпус, что в сумме позволяет устанавливать уплотнение с любой стороны компрессора. За два года эксплуатации работоспособность уплотнения не ухудшилась, что подтверждает уровень утечки через уплотнение, который изменился с 39 до 40 нЛ/мин за весь период эксплуатации при 129 нЛ/мин – предельно допустимых.

сухие уплотнения, сухое газовое уплотнение, газовое уплотнение, уплотнение компрессоров, сухие газодинамические уплотнения, уплотнение нагнетателя, торцевое уплотнение компрессора, уплотнение вала компрессора, сухое торцевое уплотнение
Сухое газодинамическое уплотнение 140УТТС конструкции НПЦ «АНОД»

Также предприятием активно ведется ремонт уплотнений импортного производства. Десятки уплотнений импортного производства прошли ремонт различной сложности в условиях сервисного центра НПЦ «АНОД». Ни к одному из отремонтированных либо вновь произведенных СГДУ пока замечаний не поступало.

Немаловажным узлом любого компрессора являются также подшипники. В этой области НПЦ «АНОД» активно проектирует, производит и ремонтирует радиальные и радиально-упорные подшипники скольжения для насосов и компрессоров. На прилагаемой фотографии представлены радиальные и радиально-упорные  подшипники  для винтового компрессора, спроектированные и изготовленные в НПЦ «АНОД» совместно с БПЦ Инжиниринг для дожимных компрессоров. Рабочие характеристики подшипников представлены в табл. 1.

Таблица 1. Рабочие характеристики подшипников 150ППР и 150ППРУ

Наименование Значение
Температура масла 60-65ºС
Масса роторов 500 кг
Осевые силы  
ведущий ротор 7300 кгс
ведомый ротор 3200 кгс
Материальное исполнение  
Корпус Сталь 20 ГОСТ1050-88
поверхность скольжения Баббит Б-83ГОСТ 1320-74
Частота вращения:  
 
ведущий ротор 3000 об/мин
ведомый ротор 2000 об/мин

В рамках программы импортозамещения актуальным остается вопрос по ремонту и замене и импортных подшипников. На представленных фотографиях представлены результаты ремонта осевых и радиальных подшипников центробежного компрессора THERMDYNRC7-6B для ЗАО «Нортгаз» группы предприятий НОВАТЭКа. Радиальный подшипник -WAUKESHATJ120-048, осевой подшипник –WAUKESHA М8190.

подшипник скольжения, завод подшипников скольжения, продажа подшипников скольжения, осевой подшипник, радиальный подшипник, опорный подшипник, упорный подшипник, подшипник скольжения купить, изготовление подшипников скольжения
Отремонтированные осевые и радиальные колодки подшипников для компрессора THERMDYNRC7-6B

Ремонты колодок подшипников  включали в себя  следующие этапы: удаление использовавшегося слоя баббита; подготовка поверхности основания колодок под заливку баббитом; нанесение баббита марки не ниже Б-83; финишная механическая обработка; контрольные обмеры в  ОТК. Последующая эксплуатация отремонтированных подшипников показала высокий уровень качества ремонтов, что в сумме с кратчайшими сроками и невысокой их стоимостью была высоко оценена конечными заказчиками.

Параметры и характеристики радиального подшипника TJ120-048

Типоразмер подшипника TJ120-048
Диаметр отверстия подшипника (мм) 120
Длина подшипника (мм) 48
Количество вкладышей 5
Номинальная температура масла на входе 50 °C
Максимальная температура колодок подшипника 130 °С

Параметры и характеристики осевого подшипника  М8190

Типоразмер подшипника М8190
Рабочее положение вала Горизонтальное
Диаметр внешний, мм 235
Диаметр внутренний мм 113
Частота вращения вала об/ мин до 9000
Осевое усилие, воспринимаемое подшипником, кН, не более 78
Осевой зазор, мм 0,4
Площадь поверхности, мм2 18600

В настоящее время научный и производственный уровень НПЦ «АНОД» позволяет проводить работы по производству, импортозамещению и ремонту уплотнений и подшипников для центробежных компрессоров и нагнетателей на уровне ведущих мировых производителей. Все это в конечном счете позволяет повышать уровень надежности при эксплуатации центробежных компрессоров и получать экономическую выгоду предприятиям газовой, химической и нефтехимической отраслей.